0

Россия: антикоррупционный орган Совета Европы призывает к большей прозрачности и публичной отчетности парламентариев, судей и прокуроров

http://bit.ly/2II1V83


В новом докладе, опубликованном 22 марта, Группа государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) Совета Европы заявляет, что коррупция уже давно является серьезной проблемой в России. Признавая некоторые важные законодательные и политические меры, ГРЕКО выявляет ряд недостатков и дает рекомендации российским властям, такие как повышение прозрачности законодательного процесса и финансовых деклараций членов парламента, а также введение кодекса этики для них. Честность судей должна быть обеспечена и усилена посредством более прозрачного процесса их отбора, декларирования доходов и ограничения их иммунитета. Кроме того, требуется большая открытость в процессе найма прокуроров и распределения им дел.


Относительно членов парламента ГРЕКО подчеркивает необходимость повышения прозрачности законодательного процесса, в частности путем проведения общественных консультаций по законопроектам и содействия аккредитации СМИ, освещающих работу парламента, в частности предоставление ее в разумные сроки. ГРЕКО также призывает принять и опубликовать Кодекс этики (поведения) как для представителей Государственной Думы, так и Совета Федерации. Этот кодекс должен придавать приоритетное значение обеспечению честности парламентариев и, в частности, предотвращению конфликтов интересов, и быть дополнен практическими мерами по его реализации и применению. В докладе также подчеркивается, что декларации о доходах и интересах парламентариев должны быть более прозрачными, чтобы обеспечить публичный контроль, а именно информация об источниках доходов не должна быть пропущена; это должно идти рука об руку с усилением контроля и применением адекватных санкций за нарушения принципов честности, при соблюдении парламентской независимости.


Рекомендация сделать декларирование доходов и интересов более прозрачным и раскрывать источники доходов адресуется также судьям. ГРЕКО отмечает, что коррупционное поведение затрагивает судебную власть, и выражает озабоченность в отношении ряда вопросов. Во-первых, процесс проверки честности и беспристрастности, используемый при отборе, назначении и продвижении судей, должен основываться на объективных, доступных для общественности критериях для обеспечения честности судей. Кроме того, необходимо снизить роль исполнительной власти в процессах, ведущих к назначению судей, для того чтобы соблюсти реальную и воспринимаемую обществом независимость судебной власти. Следует повысить стабильность срока пребывания в должности мировых судей как судей первой инстанции, которые рассматривают 80% всех дел. Кроме того, ГРЕКО рекомендует ввести в Кодекс судейской этики ранее исключенные оттуда положения о конфликте интересов и границе между общественными и частными интересами, касающиеся личных отношений со сторонами процесса или близких родственников, заинтересованными в разбирательстве. Существующий широкий иммунитет судей должен быть ограничен деятельностью, связанной с отправлением правосудия ("функциональный иммунитет"), заявила ГРЕКО.


Притом что прокурорская служба, как представляется, достаточно хорошо оснащена для борьбы с коррупцией, есть примеры вовлечения прокуроров в коррупционные дела, и в своем докладе ГРЕКО выявляет ряд потенциальных слабостей системы и нерешенных проблем. Более прозрачный доступ к профессии, особенно для внешних кандидатов, должен быть обеспечен с использованием открытой процедуры набора кадров, основанной на заранее установленных и объективных критериях. Кроме того, распределение дел между прокурорами должно соответствовать объективным стандартам, в частности, защищать этот процесс от неправомерного влияния. И прежде всего прокурорская служба нуждается в общественной подотчетности; это особенно важно в отношении дисциплинарных процедур в отношении прокуроров, которые должны проводиться с достаточной степенью автономии, и результаты которых должны быть доступны для общества.


Для всех трех категорий – парламентариев, судей и прокуроров – ГРЕКО рекомендует разработать руководство для сообщения о полученных от третьих лиц подарках любого вида, включая подарки в натуральной форме.


От Российской Федерации ожидается предоставление отчета о ходе выполнения рекомендаций ГРЕКО к 30 апреля 2019 года.



Возврат к списку