0

Требование быть представленным адвокатом в уголовном деле совместимо с правами на осуществление защиты

В постановлении Большой Палаты Европейского Суда по правам человека по делу «Корейа ди Матуш против Португалии» (Correia de Matos v. Portugal) (жалоба № 56402/12) Европейский Суд постановил 4 апреля 2018 г. девятью голосами против восьми, что по делу не было допущено:
нарушения пункта 1 и подпункта «с» пункта 3 статьи 6 Европейской конвенции о правах человека.
Дело касалось уголовного преследования заявителя, являвшегося адвокатом, за оскорбление судьи, а также того обстоятельства, что ему не было разрешено осуществлять свою собственную защиту в ходе разбирательства этого дела, поскольку суды Португалии потребовали, чтобы он был представлен адвокатом.
Жалоба заявителя была подана в Европейский Суд 4 августа 2012 г.
13 сентября 2016 г. Палата Европейского Суда уступила юрисдикцию в пользу Большой Палаты Европейского Суда.

Европейский Суд отметил, что решение португальских судов, требующее, чтобы заявитель был представлен адвокатом, явилось результатом применения законодательства, направленного на защиту интересов обвиняемых путём обеспечения их эффективной защиты по тем делам, в которых возможно назначение наказания в виде лишения свободы. Основная цель соответствующей нормы об обязательном юридическом представительстве в уголовном судопроизводстве заключается в обеспечении надлежащего отправления правосудия и справедливого судебного разбирательства при уважении права обвиняемых на равенство процессуальных возможностей.

Что касается общей справедливости судебного разбирательства, то Европейский Суд не усмотрел каких-либо убедительных причин сомневаться в том, что защита заявителя назначенным судом адвокатом была проведена надлежащим образом, или считать, что проведение разбирательства судами страны было каким-либо образом несправедливым.

Судья Шайо заявил особое мнение; судьи Цоцория, Моток и Митс заявили совместное особое мнение; судья Пинто де Альбукерке заявил особое мнение, к которому присоединился судья Шайо; судьи Пейхал и Войтычек заявили совместное особое мнение; судья Бошняк заявил особое мнение.



Возврат к списку