От главного редактора журнала «Бюллетень Европейского Суда по правам человека»: первый выпуск за 2023 год

Уважаемые читатели!

Мы по-прежнему с вами! Мы продолжаем знакомить вас с практикой Европейского Суда, его правовыми позициями, опираясь на те его постановления и решения, которые вступили в силу до 15 марта 2022 г. и, таким образом, сохраняют свою юридическую силу и значение для российских правоприменителей.

В конце января ЕСПЧ традиционно подвел некоторые итоги ушедшего года. С точки зрения статистики каких-либо существенных подвижек не произошло. На конец 2022 года количество жалоб, находящихся на рассмотрении в Суде (против всех стран), составляло около 74 650 (в конце 2021 года их число составляло 70 150 жалоб). При этом в течение прошедшего года Суд рассмотрел и вынес решения по 39 570 жалобам. По 4 168 жалобам были вынесены постановления (из них 3 554 жалобы были рассмотрены в формате Комитетов из трех судей). По 30 600 жалобам были вынесены решения в формате единоличного судьи. 74% дел, находящихся на рассмотрении, касались пяти стран: Турции, России, Украины, Румынии и Италии. Почти 10 200 жалоб, находящихся на рассмотрении, связаны с конфликтами между двумя государствами-членами: Россия/Украина, Армения/Азербайджан, Грузия/Россия. Это сложные дела, требующие от Суда особых усилий. Они тесно связаны с межгосударственными делами, находящимися на рассмотрении Суда, и в 2023 году в структуре Суда будет создано специализированное подразделение, работающее с этой категорией дел.

Из всех находящихся на рассмотрении жалоб 23 850 отнесены к категории приоритетных, поскольку они поднимают вопросы в соответствии со статьей 3 Конвенции. Нельзя не отметить, что такое большое количество «приоритетных» дел практически выхолащивает сам смысл категории «приоритетности». Очевидно, Суду придется продолжить поиски адекватного формата работы с важнейшими делами, для чего надо будет наконец определиться с критерием приоритетности: брать ли за основу «чувствительные» статьи Конвенции (например, 2 и 3 статьи) или же резонансный, общественно значимый для внутриполитической ситуации в конкретной стране характер жалобы. Или какой-то еще признак или их комбинации. Многолетние дискуссии внутри и «около» Суда по этому вопросу так и не привели к какому-то эффективному решению. Придуманная и внедряемая с 2021 года концепция «impact cases», несмотря на оптимистичные оценки, даваемые ей в годовом отчете Суда за 2022 год, на деле не привела к значимому изменению ситуации. Впрочем, в Страсбурге никогда не умели признавать свои ошибки и неудачность/неэффективность управленческих решений.

За 2022 год существенно – на 15% (до 35 100) – увеличилась доля жалоб, ожидающих своего рассмотрения в формате палат из семи судей. Количество ожидающих рассмотрения жалоб, переданных в Комитеты из трех судей, также выросло на 9% (до 34 800). Наконец, количество ожидающих рассмотрения жалоб, переданных в формат единоличного судьи, сократилось на 38% и составило примерно 4 750. Основные надежды по оптимизации процедур в Суде связаны с применением сокращенных сроков на подачу индивидуальных жалоб (Протокол № 15) и «упрощением» процедур оформления процессуальных документов – «табличные» постановления (напоминающие альбомные постановления советских «троек» 30-х годов), дальнейшее снижение качества текстов решений и постановлений, которые практически перестали проверяться редакторами и корректорами (количество ошибок и опечаток в них просто зашкаливает), использование «журналистского», не юридического, стиля и терминологии – без какого-либо факт-чекинга применительно к реалиям национальных правовых систем и государственного устройства; отсутствие какой-либо унификации в формировании текстов различных секций Суда; использование политических ярлыков и штампов, зачастую с подачи различных международных НКО, в отношении одной из стран при рассмотрении дел, в которых формально это государство не участвует (а иногда и не может, хотя и выражает свое желание – например, в делах об экстрадиции). Все эти факторы продолжают усугублять ситуацию, пока руководство Суда и его секретариата «играется» в политику вместе с КМСЕ и генсеком организации. Предстоящий год будет определяющим: система явно требует реформирования и не косметического, а фундаментального, глубинного, для того чтобы наконец избавиться от политизированного наследия прошедших десятилетий. Однако сегодня не просматривается, чтобы у основных политических стейкхолдеров в Европе созрело соответствующее понимание…

А мы пока что представляем вашему вниманию 18 текстов постановлений и решений Европейского Суда по российским делам.

Новости и комментарии — на нашем сайте и в телеграм-канале https://t.me/echrnews

А мы скоро вернемся к вам с очередным номером нашего журнала!

Главный редактор журнала «Бюллетень Европейского Суда по правам человека»
Юрий Берестнев

Приобрести первый выпуск журнала «Бюллетень Европейского Суда по правам человека» за 2023 год можно на нашем сайте по ссылке 



Возврат к списку