Уважаемые читатели!
Мы по-прежнему с вами! Мы продолжаем знакомить вас с практикой Европейского Суда, его правовыми позициями, опираясь на те его постановления и решения, которые вступили в силу до 15 марта 2022 г. и, таким образом, сохраняют свою юридическую силу и значение для российских правоприменителей.
В конце января ЕСПЧ традиционно подвел некоторые итоги ушедшего года. С точки зрения статистики каких-либо существенных подвижек не произошло. На конец 2022 года количество жалоб, находящихся на рассмотрении в Суде (против всех стран), составляло около 74 650 (в конце 2021 года их число составляло 70 150 жалоб). При этом в течение прошедшего года Суд рассмотрел и вынес решения по 39 570 жалобам. По 4 168 жалобам были вынесены постановления (из них 3 554 жалобы были рассмотрены в формате Комитетов из трех судей). По 30 600 жалобам были вынесены решения в формате единоличного судьи. 74% дел, находящихся на рассмотрении, касались пяти стран: Турции, России, Украины, Румынии и Италии. Почти 10 200 жалоб, находящихся на рассмотрении, связаны с конфликтами между двумя государствами-членами: Россия/Украина, Армения/Азербайджан, Грузия/Россия. Это сложные дела, требующие от Суда особых усилий. Они тесно связаны с межгосударственными делами, находящимися на рассмотрении Суда, и в 2023 году в структуре Суда будет создано специализированное подразделение, работающее с этой категорией дел.
Из всех находящихся на рассмотрении жалоб 23 850 отнесены к категории приоритетных, поскольку они поднимают вопросы в соответствии со статьей 3 Конвенции. Нельзя не отметить, что такое большое количество «приоритетных» дел практически выхолащивает сам смысл категории «приоритетности». Очевидно, Суду придется продолжить поиски адекватного формата работы с важнейшими делами, для чего надо будет наконец определиться с критерием приоритетности: брать ли за основу «чувствительные» статьи Конвенции (например, 2 и 3 статьи) или же резонансный, общественно значимый для внутриполитической ситуации в конкретной стране характер жалобы. Или какой-то еще признак или их комбинации. Многолетние дискуссии внутри и «около» Суда по этому вопросу так и не привели к какому-то эффективному решению. Придуманная и внедряемая с 2021 года концепция «impact cases», несмотря на оптимистичные оценки, даваемые ей в годовом отчете Суда за 2022 год, на деле не привела к значимому изменению ситуации. Впрочем, в Страсбурге никогда не умели признавать свои ошибки и неудачность/неэффективность управленческих решений.
За 2022 год существенно – на 15% (до 35 100) – увеличилась доля жалоб, ожидающих своего рассмотрения в формате палат из семи судей. Количество ожидающих рассмотрения жалоб, переданных в Комитеты из трех судей, также выросло на 9% (до 34 800). Наконец, количество ожидающих рассмотрения жалоб, переданных в формат единоличного судьи, сократилось на 38% и составило примерно 4 750. Основные надежды по оптимизации процедур в Суде связаны с применением сокращенных сроков на подачу индивидуальных жалоб (Протокол № 15) и «упрощением» процедур оформления процессуальных документов – «табличные» постановления (напоминающие альбомные постановления советских «троек» 30-х годов), дальнейшее снижение качества текстов решений и постановлений, которые практически перестали проверяться редакторами и корректорами (количество ошибок и опечаток в них просто зашкаливает), использование «журналистского», не юридического, стиля и терминологии – без какого-либо факт-чекинга применительно к реалиям национальных правовых систем и государственного устройства; отсутствие какой-либо унификации в формировании текстов различных секций Суда; использование политических ярлыков и штампов, зачастую с подачи различных международных НКО, в отношении одной из стран при рассмотрении дел, в которых формально это государство не участвует (а иногда и не может, хотя и выражает свое желание – например, в делах об экстрадиции). Все эти факторы продолжают усугублять ситуацию, пока руководство Суда и его секретариата «играется» в политику вместе с КМСЕ и генсеком организации. Предстоящий год будет определяющим: система явно требует реформирования и не косметического, а фундаментального, глубинного, для того чтобы наконец избавиться от политизированного наследия прошедших десятилетий. Однако сегодня не просматривается, чтобы у основных политических стейкхолдеров в Европе созрело соответствующее понимание…
А мы пока что представляем вашему вниманию 18 текстов постановлений и решений Европейского Суда по российским делам.
Новости и комментарии — на нашем сайте и в телеграм-канале https://t.me/echrnews
А мы скоро вернемся к вам с очередным номером нашего журнала!
Главный редактор журнала «Бюллетень Европейского Суда по правам человека»
Юрий Берестнев