В своем Решении по делу «Украина против Российской Федерации» (по Крыму)» (жалобы №№ 20958/14 и 38334/18) Европейский Суд по правам человека большинством голосов признал жалобу частично приемлемой для рассмотрения по существу.
Жалоба «Украина против Российской Федерации (по Крыму)» касается утверждений Украины о систематичных нарушениях Российской Федерацией Европейской конвенции о правах человека, совершенных на территории Крыма, то есть так называемой «административной практике». В контексте жалобы под Крымом подразумеваются Автономная Республика Крым и город Севастополь.
Во-первых, в принятом Решении Европейским Судом были установлены границы рассматриваемого вопроса. Суд определил, что главным было определить, приемлема ли данная жалоба для рассмотрения, исходя из предполагаемой картины нарушений прав человека Россией в Крыму в период с 27 февраля 2014 г. по 26 августа 2015 г. При этом Суд решил, что в данном деле он не должен определять, было ли вхождение Крыма в соответствии с российским законодательством в состав Российской Федерации законным с точки зрения международного права.
Прежде чем рассматривать утверждения Украины об административной практике, Суд должен был определить, обладала ли Россия «юрисдикцией» над Крымом с 27 февраля 2014 года по смыслу статьи 1 Конвенции, и, следовательно, находится ли данная жалоба в сфере компетенции Европейского Суда. Судом было установлено, что факты, содержащиеся в жалобе властей Украины, действительно подпадают под «юрисдикцию» России на основании эффективного контроля, который она осуществляла над Крымом начиная с этой даты. При принятии этого решения Суд учитывал, в частности, размер увеличившегося российского военного присутствия в Крыму с января по март 2014 года без согласия украинских властей или в отсутствие каких-либо доказательств того, что это было необходимо в целях обеспечения безопасности присутствовавших там согласно соответствующим двусторонним соглашениям российских военнослужащих. Суд также отметил, что власти Украины предоставили детальную информацию, подкрепленную достаточными доказательствами, подтверждающими, что российские войска не были пассивными наблюдателями, а принимали активное участие в событиях, происходивших в указанный период.
Данный вывод, тем не менее, не носит преюдиционный характер при дальнейшем рассмотрении по существу вопроса об ответственности Российской Федерации в соответствии с Конвенцией за обжалуемые действия.
Далее Суд определил свой подход в данном деле к стандарту и бремени доказывания и объявил приемлемыми для рассмотрения по существу часть жалоб.
Наконец, Суд решил уведомить власти Российской Федерации о жалобе Украины против России относительно предполагаемого перемещения лиц, содержащихся под стражей, на территорию России, и, учитывая ее частичное совпадение с другой межгосударственной жалобой «Украина против Российской Федерации» (№ 38334/18) решил объединить производство по последней упомянутой жалобе с настоящим делом и рассмотреть вопрос о приемлемости и существе этой жалобы и последней жалобы одновременно с рассмотрением дела по существу.
Помимо этого дела, в настоящее время в Суде находятся еще два межгосударственных дела и более 7000 индивидуальных жалоб, касающихся событий в Крыму, Восточной Украине и Азовском море.